Документы следует признавать официальными, если они регламентируют публичные правоотношения, т.е. те документы, которые не предоставляют имущественных прав.
Учитывая, что официальные документы могут быть использованы многократно при хищении, их подделку с целью хищения следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Вопросами, не получившими однозначного решения, являются вопросы о том, какие документы следует признавать официальными и когда подделку официального документа следует квалифицировать по совокупности с другими преступлениями. В теории официальными предложено считать документы, регламентирующие отношения в сфере управления. По мнению одних авторов, официальными являются документы, исходящие из органов государственной власти или управления, либо из негосударственных организаций в пределах их компетенции, а также адресованные им. Другие исследователи к официальным относят и документы, исходящие от частных лиц, при условии признания государством их официального статуса (например, документы, заверенные нотариусом или лицом, чья подпись приравнивается к нотариальному удостоверению).
Официальными документами следует признавать трудовую книжку, выданную коммерческой организацией для начисления пенсии органами пенсионного обеспечения, справки банков, выдаваемые ими для вывоза за рубеж приобретенной у них иностранной валюты, поскольку в данных случаях указанные организации выступают как субъекты управленческих отношений.
Относится документ к официальным или нет, определяется тем, в сфере каких отношений - частных, субъекты которых равнозначны, или публичных, субъекты которых не равнозначны, - он наделяет субъектов правами и обязанностями. Следовательно, не относится к официальным документам гражданско-правовой договор, даже заверенный нотариусом, поскольку он закрепляет факты, влекущие возникновение гражданско-правовых отношений.
В то же время заявление гражданина о признании своего отцовства (заверенное нотариусом) является официальным документом и, соответственно, предметом совершения преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ, так как в нем закреплен юридический факт, наделяющий правами или обязанностями в сфере семейных правоотношений.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 09.07.2014 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» к официальным документам относятся листки нетрудоспособности, медицинские и зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельство о регистрации автомобиля, т.е. документы, регламентирующие публичные правоотношения. В теории и судебной практике официальными признаются медицинские книжки, удостоверяющие факты, имеющие юридическое значение для приема на работу и допущения к работе, зачетные книжки, поскольку на основании сведений, изложенных в них, принимают решение о допуске к сессии.
Далее рассмотрим квалификацию хищения с использованием поддельного документа. Ряд ученых считают, что мошенничество с использованием поддельного документа следует квалифицировать по совокупности преступлений, поскольку виновный причиняет вред двум объектам - имущественным отношениям и отношениям в сфере информации. Другие полагают, что использование подделывателем или другим лицом при хищении поддельного документа не образует самостоятельного состава.
Согласно пунктам 6 - 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, с использованием подделанного этим лицом официального документа квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 и ст. 159 УК РФ. Мошенничество с использованием поддельного официального документа, изготовленного другим лицом, охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ. Следовательно, необходимо выделять две ситуации. Первая - виновный завладевает имуществом при помощи документа, подделанного другим лицом, когда совокупность отсутствует, поскольку использование поддельного официального документа при мошенничестве выступает формой обмана. Вторая - виновный завладевает имуществом, используя подделанный им же самим официальный документ, и его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений. Это положение основано на том, что противоправные действия, создающие условия для совершения другого преступления, должны получить самостоятельную оценку, если они причиняют вред другому объекту и не являются обязательным признаком или составным элементом этого другого преступления. В приведенном случае подделка официального документа посягает на отношения в сфере управления (обеспечивающие), а его использование при хищении - на имущественные (первичные).
Представляется обоснованным мнение, что по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 и ст. 159 УК РФ, следует квалифицировать подделку официального документа, предназначенного исключительно для получения доступа к имуществу (например, удостоверение сотрудника правоохранительного органа, используемое для производства обыска, в ходе которого виновный похищает имущество), поскольку он не предоставляет имущественных прав, а также подделку документа, который можно использовать многократно, тем самым виновный посягает не только на имущественные отношения, но и на отношения в сфере порядка управления. Не образует совокупности преступлений использование при хищении подделанного виновным официального документа только для завладения определенным имуществом (например, сертификата на получение материнского капитала, удостоверяющего право лица только на получение этой социальной выплаты), когда обман выступает способом мошенничества.
С указанных позиций рассмотрим вопрос о квалификации по совокупности преступлений подделки полиса ОСАГО. Согласно разъяснению ВС РФ его подделку с целью получения выплат при наступлении страхового случая следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству и по ч. 1 ст. 327 УК РФ. Представляется, что в данном случае такие действия следует квалифицировать только как приготовление к мошенничеству, поскольку в этом случае полис ОСАГО можно использовать только один раз. Если же лицо подделывает страховой полис ОСАГО для приобретения права управлять транспортным средством и с целью избежать административной ответственности, то тогда подделку такого полиса следует квалифицировать по ст. 327 УК РФ. Это обосновывается тем, что лицо, подделавшее такой полис, приобретает права в сфере административных правоотношений и может использовать этот документ неоднократно.
Прокуратурой Промышленного района города Самары поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении В., ранее не судимой, работающей менеджером, обвиняемой в совершении 6 мошенничеств, то есть хищений чужого имуществ путем обмана с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ), 5 мошенничеств, то есть хищений чужого имущества путем обмана, совершенных группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 59 УК РФ), 6 подделок официальных документов предоставляющих права в целях их использования и сбыт таких документов (ч.1 ст. 327 УК РФ).
В ходе судебного следствия установлено, что с начала октября 2021 года по 15 октября 2021 года В., являясь главным специалистом отдела по страхованию грузов в филиале АО «СК «ПАРИ», находясь в офисе компании в Промышленном районе г. Самары, на основании полученных от потерпевшей Б. документов внесла сведения в электронный документ ОСАГО ХХХ № …558 о страхователе Б. и принадлежащем ей транспортном средстве. Электронный документ ОСАГО ХХХ № …558 не зарегистрировала, таким образом он не имел юридической силы. Вместе с тем денежные средства от Б. в качестве оплаты страховой премии по страховому полису ОСАГО ХХХ № …558 получила, распорядилась ими по своему усмотрению.
Она же совершила 10 аналогичных преступлений, причинив общий ущерб на сумму 107529 рублей.
В 6 случаях действия В. дополнительно квалифицированы по ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Суд с учетом мнения государственного обвинителя признал В. виновной в совершении 6 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159 УК РФ, 5 преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 159 УК РФ, 6 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК РФ и по совокупности преступлений назначил наказание в виде 1 года 2 месяцев ограничения свободы с установлением ограничений: не выезжать за пределы городского округа Самара. не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, с возложением обязанности являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, 1 раз в месяц на регистрацию.
Приговор вступил в законную силу.